Элена Мица, ратуни (elena_mitsa) wrote in ave_roma,
Элена Мица, ратуни
elena_mitsa
ave_roma

Categories:

Цыгане, Гоголь и джипси-готика

"В смуглых чертах цыгана было что-то злобное, язвительное, низкое и вместе с тем высокомерное: взглянувший на него человек уже готов был сознаться, что в этой чудной душе кипят достоинства великие, но которым только одна награда на земле — виселица."

Лично меня в свое время сильно удивило данное высказывание Николая Васильевича о цыганах, уж больно оно было нехарактерно для Российской Империи (а Украина того времени входит в ее состав). В России было принято воспринимать цыган через призму хоров, гадалок, коневодов, а всякие угоны коней и кражи кур воспринимались относительно милостиво - украл вор, так постыдить его или морду набить, ну там в Сибирь сослать, если все очень плохо, но чтоб всех априори на виселицу, это уж как-то перебор. Читаем дальше: " Пидорка стала рассказывать ему, как проходившие мимо цыгане украли Ивася" (чтоб ведьма принесла его в жертву в "Ночи накануне Ивана Купала"). Еще цитата:" В лесу живут цыганы и выходят из нор своих ковать железо в такую ночь, в какую одни ведьмы ездят на кочергах своих. Чем они промышляют на самом деле, знать тебе нечего." ("Пропавшая грамота")
Стоп! Это уже не Россия, а Западная Европа какая-то! Чтобы несколько прояснить ситуацию, нам придется сделать небольшой экскурс в историю европейских цыган. Первые цыганские таборы, пришедшие в Западную Европу, рассказывали правителям европейских стран, что папа римский за временное отступничество от христианской веры наложил на них особое наказание: семь лет скитаний. Поначалу власти оказывали им покровительство: давали еду, деньги и защитные грамоты. Со временем, когда срок скитаний явственно истёк, такие поблажки прекратились, цыган стали игнорировать.
Тем временем в Европе назрел экономический и социальный кризис. Его результатом стало принятие ряда жестоких законов в странах Западной Европы, направленных, помимо прочего, против представителей бродячих профессий, а также просто бродяг, число которых сильно увеличилось из-за кризиса, что, по видимости, создавало криминогенную обстановку. Кочевые, полукочевые или попытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане также стали жертвой этих законов. Их выделяли в особую группу бродяг, выписывая отдельные указы, первый из которых вышел в Испании в 1482 году. Остальные европейские державы тоже не остались в стороне, результатом чего послужило создание крайне тяжелых условий выживания. Судите сами, за простую принадлежность к цыганам полагалась порка, клеймение и даже смертная казнь. Естественно, никакие легальные заработки в таких условиях были практически невозможны, что приводило к криминализации таборов и, как следствие, ужесточению антицыганских законов. Замкнутый круг.
Вторым следствием антицыганских законов стала крайне скрытная жизнь цыган. Они старались долго не задерживаться на одном месте, передвигались исключительно по ночам, скрывались в лесах. Последнее даже нашло в свое отражение в устаревшем самоназвании русских цыган (потомков цыган-синти, прикочевавших в Россию из Западной Европы), звучащее как вэшыткэ рома - "лесные цыгане". Естественно, подобная скрытность породила у окружающих народов много жутких мифов и легенд, давших в XX-XXI веке начало такой ветви готической субкультуры как джипси-готика и нашло свое отражение в литературных и кино-"ужастиках" (из примеров -"Дракула" Брэма Стокера, "Бладрейн", "Худеющий" стивена Кинга", "Затащи меня в ад" и многие другие). Чего только не рассказывали европейцы о цыганах! Сатанисты, чернокнижники, оборотни, пособники вампиров и оборотней, они устраивают вокруг костра разнузданные оргии и крадут детей и случайных путников, чтобы съесть их или изготовить колдовские зелья – это знал любой немец или француз. Быстро сообразив выгоду этого имиджа, цыгане стали его поддерживать: стражники, крестьяне и разбойные шайки остерегались трогать людей, способных наложить проклятье, обратиться за защитой к упырю или перегрызть горло врагу, обернувшись волком.

Однако "мистическое" отношение к цыганам было характерно не только для Западной Европы, но и для Балканского региона, к которому также принадлежат и соседи Украины - современные Румыния и Молдавия с их босорканями, вовкулаками, упырями и прочей Трансильванией, от которых одна защита - обратиться к колдуну-цыгану. Находясь в таком соседстве и достаточно долго испытывая польское (в данном случае читай западноевропейское) культурное влияние, Украина не могла не заимствовать столь "готическое" восприятие цыган, что, в свою очередь, нашло отражение в творчестве Гоголя
Tags: Диканька
Subscribe

  • Потерянные вещи..

    уважаемые мастера:))) расскажите пожалуйста, где можно найти свои сапоги и красную льняную юбку,которые давались на "поносить" на…

  • Диканька: Цыганские рассказы (часть 2)

    В рамках легкой ностальгии по игре выкладываю еще одну историю. Для приятных воспоминаний:) http://asta-jade.livejournal.com/95864.html

  • (no subject)

    Для создания общей картины мира, в рамках которой потом можно и нужно обсуждать конкретные претензии, мы написали данный текст. Мы задумывали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments